PostHeaderIcon О службе в армии в сильном государстве

Заканчивая разговор о плоскостопии, не могу не затронуть этот очень важный вопрос. Известно даже из анекдотов: с плоскостопием в армию не берут. Но анекдот — не аргумент для приемной комиссии, которая зачастую отправляет служить молодых людей, закрывая глаза на многие серьезные заболевания и плоскостопие в том числе.
Как говорил известный политический деятель: «Принципы для того и существуют, чтобы их нарушать». Особенно, если речь заходит об интересах государства. Да что далеко ходить за примером. Помните, как описывал Гашек в «Похождениях бравого солдата Швейка» призывную комиссию во времена Первой мировой войны?
В эту великую эпоху врачи из кожи вон лезли, чтобы изгнать из симулянтов беса саботажа и вернуть их в лоно армии. Была установлена целая лестница мучений для симулянтов и для людей, подозреваемых в том, что они симулируют, а именно — чахоточных, ревматиков (в их число, видимо, входили и страдающие плоскостопием — прим. автора), страдающих грыжей, воспалением почек, тифом, сахарной болезнью, воспалением легких и прочими болезнями.
Пытки, которым подвергались симулянты, были систематизированы и делились на следующие виды:
Строгая диета: утром и вечером по чашке чая в течение трех дней; кроме того, всем, независимо от того, на что они жалуются, давали аспирин, чтобы симулянты пропотели.
Хинин в порошке в лошадиных дозах, чтобы не думали, будто военная служба — мёд. Это называлось: «Лизнуть хины».
Промывание желудка литром теплой воды два раза в день.
Клистир из мыльной воды и глицерина.
Обертывание в мокрую холодную простыню.
Были герои, которые стойко переносили все пять ступеней пыток и добивались того, что их везли в простых гробах на военное кладбище. Но попадались и малодушные, которые, лишь только дело доходило до клистира, заявляли, что они здоровы и ни о чем другом не мечтают, как с ближайшим маршевым батальоном отправиться в окопы…
Пусть извинит меня читатель за пространную цитату, но не знаю, как в чешской, а в российской армии положение с призывом с начала нынешнего века мало изменилось.
Андрей — младший брат моего пациента, не единственный, кого признали годным, несмотря на этот недуг. Каждую весну и осень ко мне на консультацию приводят молодых парней и с плоскостопием, и с серьезной степенью сколиоза, которым, конечно же, не место в армии.
Известно немало случаев, когда комиссариаты любой ценой, а цена эта — здоровье наших детей, — стремятся выполнить призывной план. Я не раскрываю государственных тайн: все, о чем я сказал, уже давно ни для кого не секрет. Об этом пишет возмущенная пресса, грозят пальчиком сердобольные правозащитники, а армия, как тот кот Васька, который «слушает да ест», в буквальном смысле слова.
Я не против службы в вооруженных силах, но глубоко убежден, что служить должны здоровые люди: так и для самой армии будет полезнее. Ни в коем случае не советую уклоняться от воинской повинности, но мой долг, как врача, предупредить призывников и их родителей: если есть проблемы, надо заранее пройти необходимые обследования и запастись соответствующими документами. Как говорил один армейский прапорщик: «Сапоги надо чистить вечером, чтобы утром надевать их на свежую голову».
Следуя его совету, имея на руках все необходимые справки и рекомендации независимых медиков, «на свежую голову» и не в последний момент поразмыслите: позволяет ли здоровье служить вашему сыну в армии.
Конечно, с государством тягаться непросто. И все-таки, стоит пойти на это, чтобы сын не вернулся инвалидом. Тем более, что закон в этом случае на вашей стороне.
Я приведу выдержки из официального документа, который, как и все законы, и действующие нормативные акты, обязательно должны знать молодые люди от 16 до 28 лет, равно как и их родители.
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ, ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, ГРАЖДАН, ПОСТУПАЮЩИХ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ГРАЖДАН, ПОСТУПАЮЩИХ В УЧИЛИЩА, ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Болезни костно-мышечной системы…
Пункт 66: «Болезни позвоночника и их последствия (спондилез и связанные с ним состояния, болезни межпозвонковых дисков, другие болезни позвоночника — искривление и другие приобретенные деформации позвоночника):
а) со значительным нарушением функции — не годен к военной службе;
б) с умеренным нарушением функции -ограниченно годен к военной службе;
в) с незначительным нарушением функции — ограниченно годен к военной службе;
г) при наличии объективных данных без нарушения функции — годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Раздел «Пояснения к применению статьи расписания болезней». Это обширная колонка убористого текста, пестрящего малопонятными для непосвященного терминами. Но все же процитирую несколько выдержек оттуда и прокомментирую их:
«К пункту «а» относится (в числе прочих) …деформирующий спондилез грудного и поясничного отделов позвоночника…; искривления позвоночника (кифозы, сколиозы IV степени…). Характер патологических изменений позвоночника должен быть подтвержден многоосевыми нагрузочными и функциональными рентгенологическими и другими исследованиями».
В переводе на простой «человеческий» язык это означает, что в диагностике такого заболевания, как, допустим, постсколиотический остеохондроз, преимущество принадлежит клиническим симптомам, то есть выясняется: на что жалуется призывник и что выявлено при осмотре, ощупывании, выстукивании и другими методами исследования. Если на классической рентгенограмме видны уже грубые костные изменения — значит, болезнь зашла слишком далеко. Какая уж тут армия!..
Правда, ниже читаем, что клинические симптомы играют определенную роль, но и только — » болевой синдром при физической нагрузке должен быть подтвержден неоднократными обращениями за медицинской помощью, которые отражаются в медицинских документах освидетельствуемого. Только совокупность перечисленных клинических и рентгенологических признаков ограниченного деформирующего спондилеза и межпозвонкового остеохондроза дает основание к применению пункта «в» настоящей статьи». (То есть — ограниченной годности к службе в армии — подчеркнуто автором.)
А теперь о тех, кто страдает плоскостопием. Об этом в Положении тоже есть несколько разделов, которые вы должны знать:
Пункт 68: …не годны и ограниченно годны к военной службе лица, страдающие: «Плоскостопием и другими деформациями стопы»:
1. Со значительным нарушением функций — не годен к военной службе.
2. С умеренным нарушением функций — ограниченно годен к военной службе.
3. С незначительным нарушением функций — ограниченно годен к военной службе.
4. При наличии объективных данных без нарушения функций — годен к военной службе с незначительными ограничениями.
В разделе «Пояснения к применению статьи расписания болезней» читаем: «К пункту 1 относятся конская, пяточная, варусная, полая стопы и другие необратимые резко выраженные искривления стоп, при которых невозможно пользование обувью установленного военного образца». То есть, добавим от себя, если ногу в кирзачи затолкать не получается — тогда свободен.
Но перейдем к пункту 2.»К пункту 2 относятся: плоскостопие III степени с отводящей контрактурой первого пальца, экзостозами (костными разрастаниями — авт.) костей стопы и отведением ее кнаружи, наличием артроза в таранно-ладьевидном сочленении…; отсутствие, сведение или неподвижность всех пальцев на уровне основных фаланг на обеих стопах…; переломы трубчатых костей стопы в случае длительного (более 3 месяцев) лечения, при наличии сопутствующих патологических изменений (плоскостопие 1-11 степени, артроз мелких суставов стопы и др.)».
Опять-таки, пара слов для комментария. Если у вас тяжелейшая форма плоскостопия, изменены и болезненны суставы или ранее были переломы, приведшие к посттравматическому плоскостопию — служить вы можете, но с ограничениями. Но ведь ноги таких больных влезают в «обувь установленного военного образца». Не получится ли так: были бы сапоги, а солдат найдется…
И уже совсем неутешительно для призывника звучит третий пункт. К нему относятся: «Умеренно выраженные деформации с незначительным болевым синдромом и нарушением статики, при которых можно приспособить для ношения обувь установленного военного образца; плоскостопие III степени при отсутствии экзостозов и искривлений стопы; отсутствие, сведение или неподвижность первого или двух пальцев на одной стопе, всех пальцев на уровне средних фаланг на обеих стопах; плоскостопие II степени с деформирующим артрозом II стадии в таранно-ладьевидном сочленении».
Далее очень подробно описывается состояние стопы, ее деформированность, отечность, уточняется, что «боли (после длительного пребывания на ногах у слаботренированных и физически слабо развитых) усиливаются к вечеру и ослабевают после отдыха… Походка неуклюжая, носки разведены в стороны. Может быть ограничен объем движений во всех суставах стоп». И снова вывод — «ограниченно годен».
И, наконец, к 4 пункту — годен к военной службе с незначительными ограничениями (то есть, как показывает жизнь, без оных). «…относится плоскостопие II степени с деформирующим артрозом I стадии в таранно-ладьевидном сочленении. Деформирующий артроз таранно-ладьевидных сочленений I стадии или стадии начальных явлений артроза…» — значит, «конечная» стадия после службы не заставит себя ждать…
Словом, вместо того чтобы отправить человека лечиться, пока плоскостопие у него не зашло слишком далеко, государство посылает его в армию…
Не рискуйте своим здоровьем! Впереди целая жизнь и сломать ее в самом начале — невелика доблесть. Плоскостопие, сколиоз, остеохондроз — это не те заболевания, от которых можно легко отмахнуться, лишь бы не конфликтовать с военкоматом.
Добивайтесь своих прав, настаивайте на обследовании, лечении, а уж дальше — по состоянию здоровья. Армия — не для больных людей, если, конечно, это здоровая армия в сильном государстве.

Комментарии запрещены.

Поиск
Реклама