Методы борьбы с солдатской дедовщиной
На опыте других стран можно сделать вывод, что солдаты и дедовщина – отнюдь не стабильное понятие, и дедовщина, на самом деле, напрочь может быть изжита в кратчайшие сроки. И сделать в этом направлении нужно не так много. Во-первых, следует внутри военного сообщества создать контроль над соблюдением правил с немедленной реакцией по поводу любых проявлений насилия. Решать такую задачу в иностранных армиях помогает наличие специальной структуры — военной полиции, которая неподконтрольна командованию частей, и потому не заинтересована в сокрытии преступлений. Также систему оценивания деятельности командиров в частях следует подвергнуть изменениям, точнее, взыскивать с них серьезно за каждое сокрытие факта дедовщины.
Расширить рамки свободы военных
Во-вторых, не помешает повышение открытости сообщества, следует обеспечить возможность общения с «внешним миром» и разрешить максимально возможный период времени проводить вне сообщества. Если устранить казарменность в армии, то есть, отпускать из стен части солдат на выходные и по ночам, то можно существенность понизить процентное число случаев дедовщины, как это отмечено в Израиле. Конечно, в удалённых воинских частях такую методику не реализуешь, а во время военных действий – тем более. Но во время войны дедовщина практически отсутствует и так.
Информирование и просвещение
В-третьих, следует обеспечить внутри сообщества активную пропаганду, чтобы солдаты, да и люди «на гражданке» относились к дедовщине, как к преступлению, а не как к внутренней проблеме армии. То есть, необходимо разъяснить членам сообщества, в данном случае – солдатам, насколько важна и правомочна необходимость обратиться каждому из них в органы по охране правопорядке при наличии фактов нарушения их прав.
Контрактная служба
В-четвертых, опыт иностранных армий показывает, что после перехода на принцип добровольного комплектования войск дедовщина практически полностью устраняется. По соображениям экономического характера в данное время для России этот путь не доступен, но забывать о нем не следует.
Резюмируя вышесказанное, оцениваем перспективы
В целом, оценивая ситуацию в российской армии, можно прийти к выводу, что проблема дедовщины не решается только потому, что заинтересованных лиц нет, а не потому, что нет средств для ее устранения. Руководство страны не слишком волнуется по поводу наличия в армейских рядах дедовщины, поскольку общепринятым мнением считается, что серьезных последствий социального характера она не несет. Единственной причиной, по которой власти обеспокоены наличием дедовщины, является тот факт, что из-за нее все больше призывников пытаются избежать службы от армии. Плохо, что руководство в частях пытается бороться с фактом наличия дедовщины не ее искоренением, а замалчиванием о ее присутствии, а также увеличением ответственности, возлагаемой на уклонистов, а еще и ужесточением методик призыва.
На самом деле, дедовщина – негативный фактор, возникающий из-за несоблюдения офицерами Устава, способствующий ослаблению боеспособности армии России. Существование дедовщины, как болезни армии, становится возможным при попустительстве офицеров, ведь на борьбу с ней стоит направить значительные усилия и средства, значит, объем работы в подразделениях увеличится. Да и основной части населения России дедовщина, как таковая, полностью безразлична. Ею озабочены лишь призывники и их семьи, да и то они пытаются избежать службы, или уверены, что искоренить ее нельзя, а можно только терпеть.