PostHeaderIcon Отсрочки, предоставляемые в связи со спецификой семейного положения

Отсрочка для граждан, осуществляющих постоянный уход за нуждающимися членами семьи, предусмотрена пп. «б» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно этой норме, призывник имеет право требовать предоставления отсрочки, если одновременно соблюдены следующие четыре условия:
Призывник имеет отца, мать, жену, родного брата, родную сестру, дедушку, бабушку или усыновителя (достаточно кого-либо одного).
Указанные лица не находятся на полном государственном обеспечении (т.е. не определены в социальные учреждения: дома пенсионеров, инвалидов, детские дома, суворовские и нахимовские училища).
Указанные лица нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре)
Указанные лица не имеют иных, кроме призывника, лиц, обязанных по закону их содержать. Наличие любого лица, обязанного по закону содержать нуждающегося родственника (кроме самого призывника), лишает последнего права на отсрочку по этому основанию. Круг лиц, обязанных по закону содержать нуждающегося родственника, определён Семейным кодексом РФ следующим образом:
- родители – несовершеннолетних детей (ст. 80 СК РФ);
- родители – совершеннолетних нетрудоспособных детей (ст. 85 СК РФ);
- трудоспособные совершеннолетние дети – нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК РФ);
- супруг – нуждающегося супруга (ст. 89 СК РФ);
- бывший муж – нуждающуюся бывшую жену в период беременности и в течение трёх лет со дня рождения общего ребёнка (ст. 90 СК РФ);
- бывший супруг – нетрудоспособного нуждающегося бывшего супруга, ставшего нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака (ст. 90 СК РФ);
- бывший супруг – нуждающегося бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время (ст. 90 СК РФ);
- совершеннолетние братья и сёстры – несовершеннолетних нуждающихся и совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся братьев и сестёр (при этом обязанность по содержанию совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся братьев и сестёр обусловлена невозможностью получения содержания от трудоспособных совершеннолетних детей, супругов, бывших супругов, и от родителей) (ст. 93 СК РФ);
- дедушка и бабушка – несовершеннолетних нуждающихся в помощи внуков (обязанность по содержанию обусловлена невозможностью получения содержания от родителей) (ст. 94 СК РФ);
- совершеннолетние внуки – нетрудоспособных дедушку и бабушку (ст. 95 СК РФ);
- пасынок и падчерица – нетрудоспособных отчима и мачеху, воспитывавших и содержавших своих пасынков и падчериц (ст. 97 СК РФ).
При рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки по указанному основанию призывник должен предъявить документы, перечень которых определён Приложением № 32 к Инструкции от 2 октября 2007 года. Призывной комиссии предъявляются подлинники следующих документов: свидетельство о рождении призывника, справка о составе семьи, заключение федерального органа медико-социальной экспертизы о нуждаемости члена семьи в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), паспорта нуждающихся членов семьи. На дедушек и бабушек предоставляются свидетельства о рождении родителей призывника, на усыновителей – соответствующее решение суда. Призывник, претендующий на отсрочку, не обязан предоставлять какие-либо иные документы, подтверждающие, что у его нуждающихся родственников нет иных лиц, обязанных по закону их содержать. Обязанность по истребованию документов, подтверждающих отсутствие иных граждан, обязанных по закону содержать нуждающегося члена семьи призывника, возложена на военный комиссариат.
Граждане, которым предоставлена отсрочка по уходу за нуждающимся членом семьи, обязаны ежегодно в сентябре-октябре представлять в военный комиссариат справку о составе семьи.
Отсрочка в связи с опекой или попечительством. С 1 января 2008 года отсрочка предоставляется гражданам, являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан (пп. «б.1» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Заметим, что опека или попечительство, установленные в отношении лиц, не являющихся несовершеннолетними родным братом или родной сестрой, не являются основаниями для предоставления отсрочки опекуну или попечителю. Также не возникает право на отсрочку в том случае, если у опекаемого или подопечного есть иные, кроме призывника, лица, обязанные его содержать.
Согласно п. 3 ст. 31 Гражданского кодекса РФ, опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Законодательство наделяет опекуна и попечителя полномочиями по выступлению в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
Опека устанавливается над несовершеннолетними, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Полномочия опекуна и попечителя несовершеннолетнего различны. Если опекун совершает от имени и в интересах опекаемого все необходимые сделки, то несовершеннолетний подопечный имеет право без согласия попечителя совершать ряд сделок, предусмотренных ст. 26 ГК РФ.
Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Органом опеки и попечительства является соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.
По достижении находящимся под опекой малолетним гражданином четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.
Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Гражданин, претендующий на отсрочку по рассматриваемому основанию, обязан предоставить призывной комиссии подлинники документа, устанавливающего опеку или попечительство, собственное свидетельство о рождении, справку о составе семьи и свидетельство о рождении брата или сестры. Документы, подтверждающие отсутствие иных лиц, обязанных содержать несовершеннолетних опекаемых и подопечных, затребует военный комиссариат.
После вынесения решения о предоставлении отсрочки по указанному основанию призывник обязан ежегодно представлять в военный комиссариат справку о составе семьи.

До 1 января 2008 года это требование стояло в ряду альтернативных условий, выполнение любого из которых давало основания для признания соблюдённой требования в целом. Так, родственники призывника, претендующего на отсрочку, могли либо нуждаться по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), либо быть инвалидами первой или второй группы, либо быть гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), либо быть не достигшим 18-летнего возраста. Если соблюдалось хотя бы одно из перечисленных условий, то при соблюдении прочих установленных законом требований гражданин имел право на отсрочку. С 1 января действуют поправки, внесённые Федеральным законом от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ. Эти поправки изменили основания предоставления отсрочки.
Согласно ст. 2 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», нетрудоспособными гражданами признаются: а) инвалиды, в том числе инвалиды с детства, б) дети — инвалиды, в) дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, г) дети умершей одинокой матери, д) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), е) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как ни странно, граждане, достигшие преклонного возраста, имеющие право на трудовую пенсию, но не имеющие инвалидности, равно как и не имеющие инвалидности несовершеннолетние, нетрудоспособными не признаются.
В данном случае СК РФ определяет обязанность по содержанию как обязанность по оказанию материальной поддержке, которая не в полной мере коррелирует праву требовать алиментного предоставления от супруга, обладающего необходимыми средствами. Право требовать алиментов в судебном порядке имеют только нетрудоспособный нуждающийся супруг, жена в период беременности и в течение трёх лет со дня рождения общего ребёнка, нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребёнком-инвалидом до достижения ребёнком возраста восемнадцати лет или за общим ребёнком — инвалидом с детства первой группы. Для прочих категорий нуждающихся супругов обязанность другого супруга по содержанию правом требования предоставления содержания не обеспечена. Если право – это модель поведения, обеспеченная санкцией или процедурной гарантией соблюдения, то не приходится говорить о наличии у нуждающихся супругов, не подпадающих под перечень ст. 89 СК РФ, собственно права на содержание. Следовательно, только ли прямо названные ст. 89 СК РФ категории супругов или же все нуждающиеся супруги имеют право на содержание – вопрос дискуссионный, должный, по мнению автора решаться в пользу признания права на содержание исключительно за обозначенными категориями супругов.

Комментарии запрещены.

Поиск
Реклама