В Пентагоне служить нелегко, но очень выгодно
Один из старожилов американского военного ведомства, в просторечии именуемого Пентагоном (по форме здания, где оно размещается, – пятиугольник по-гречески), изрек аксиому, смысл которой сводится к тому, что тот, кто здесь не прослужил минимум три года, ничего толком не знает об особенностях работы центральных органов управления вооруженными силами США и о нюансах службы здесь. Так это или нет, не нам судить. Однако, основываясь на воспоминаниях некоторых ветеранов Минобороны Соединенных Штатов и впечатлениях, почерпнутых из бесед с американскими офицерами, попробуем в общем плане описать механизм функционирования некоторых значимых органов Пентагона.
СИЛЬНЫЕ БЕССИЛЬНЫЕ МИНИСТРЫ
Прежде всего следует заметить, что в «Здании» (как еще между собой называют Пентагон его сотрудники) размещаются аппарат министра и управления Министерства обороны, Комитет начальников штабов (КНШ) с обслуживающим его Объединенным штабом (ОШ), министерства видов ВС и их штабы, а также другие организации и учреждения, обеспечивающие бесперебойную работу главных элементов системы военно-стратегического управления США. Всего в этом огромном, возведенном еще в 1943 году и по сей день остающимся одним из самых крупных рукотворных объектов, когда-либо возведенных в мире, служат и работают, по разным данным, от 23 до 25 тыс. человек.
Также в разделе:
Стране не хватает новейших систем ПРО/ПВО
Казакам в очередной раз пообещали «собственные» воинские части и госслужбу
Люди в погонах не хотят жить там, куда их, по сути, ссылают
Коррупция, хищения и мошенничество берут верх над дедовщиной и дезертирством
В целом как американские специалисты и общественность, так и заинтересованные инстанции за рубежом о деятельности военного ведомства США судят с точки зрения эффективности работы входящих в него центральных управлений.
Их количество варьируется из года в год, а в последние десятилетия насчитывает от 15 до 19 примерно с 10 тыс. работающих и служащих здесь сотрудников. Это – Разведывательное управление МО, Управление информационных систем, Управление юридических служб МО, Управление сотрудничества в области безопасности, Агентство ПРО, Управление тыла, Управление военных контрактов, Финансовая служба МО, Управление перспективных исследований, Управление по снижению угроз, Управление (агентство) национальной безопасности, Управление по реформированию ВС, Национальное управление геопространственной разведки, Национальное управление воздушно-космической разведки, Управление военной торговли и др.
В целом же в системе органов управления военной машиной США за прошедшие два десятилетия имеет место тенденция роста влияния такой специфической структуры, как Объединенный штаб Комитета начальников штабов (он заслуживает отдельного подробного рассказа).
Каждая из размещенных в Пентагоне организаций специфична не только в силу тех задач, которые она решает, но и по причине особенностей проходящих здесь службу военнослужащих и довольно значительной прослойки работающих здесь же гражданских лиц, которые зачастую занимают более ответственные и высокие должности, чем их коллеги в форме.
В состав аппарата министра обороны США входят канцелярия главы военного ведомства и его первого заместителя, заместители министра, некоторые начальники особо важных управлений МО, генеральный инспектор, генеральный юрисконсульт, помощники министра и их аппараты. По данным, опубликованным в «Проекте бюджетной заявки МО США на 2008 финансовый год», общая численность аппарата министра на начало 2007 года составляла 2016 человек (437 военнослужащих и 1538 гражданских должностных лиц).
Как уже упоминалось в № 42 «НВО» за 2008 год (статья «Американские генералы и их гражданские начальники»), обычно высшие должности аппарата министра комплектуются гражданскими лицами, имеющими богатый опыт работы как в силовых структурах, так и в бизнесе, причем далеко не на второстепенных должностях.
«Дорожная карта» президента: на два года или восемь лет?
Москва и Вашингтон пытаются начать все сначала
Впрочем, самые апокалиптические сценарии так и не были реализованы
Новое в жизни страны то, что президент не может критиковать премьера, правительство, министров
Назначение на высшие гражданские должности в Министерстве обороны, начиная с помощников министра, начальников некоторых ключевых управлений министерства, производится президентом США «по совету и с согласия Сената». Требования к лицам, их замещающим, а также их основные обязанности конкретно определены законом (Титул 10 Кодекса законов США – «Вооруженные силы»).
Чем выше должность гражданского лица в аппарате министра, тем больше вероятность того, что он является политическим назначенцем. С приходом к власти новой администрации имеет место и обновление аппарата министра обороны, во всяком случае его ключевых фигур. Как правило, это плата за активное участие, в том числе и финансовое, в президентской выборной кампании. Но также на данные руководящие должности могут назначаться те представители пришедшей к власти политической группировки, которые в состоянии проводить сами либо контролировать проведение главой военного ведомства политического курса данной группировки. Примечательно, что эти люди имеют различную степень познаний в области военного дела и в вопросах национальной безопасности, но их связи в политическом истеблишменте Вашингтона перекрывают все профессиональные «недостатки».
Парадокс заключается в том, что даже если по своим деловым либо личностным качествам они неприемлемы для главы военного ведомства, он бессилен что-либо сделать и вынужден терпеть их рядом с собой. Роль «избранных» в обеспечении работы министра порой бывает чрезвычайно существенной. Так, например, в бытность министром в 60-е годы прошлого века Роберт Макнамара лично поднял статус приближенных к нему аппаратчиков до небывалых высот. Высшие гражданские чиновники министерства настолько уверенно чувствовали себя у руля военной машины страны, что даже позволяли себе третировать ветеранов Пентагона.
Почти аналогичными проявлениями в министерском аппарате характеризовались годы нахождения в Пентагоне Дональда Рамсфелда. Не случайно его удаление с поста министра в декабре 2006 года было встречено среди большинства сотрудников американского Министерства обороны «с ликованием».
Американские аналитики подметили факт волнообразного изменения мощи и влияния аппарата министра на него самого и нижестоящее руководство Пентагона. Так, например, если при Макнамаре роль аппарата была беспрецедентно велика, то в бытность министром Каспара Уайнберга, всецело полагавшегося на генералитет, влияние аппаратчиков стало минимальным. Дик Чейни в годы руководства военным ведомством вообще ни на кого не опирался за исключением своих самых близких советников. Уильям Перри, наоборот, не гнушался выслушать мнение по широкому спектру проблем со стороны даже рядовых членов своего аппарата.