Особенности призыва
В связи с неравномерностью распределения населения на территории России основные призывные ресурсы страны расположены в Поволжье и на Урале (35% от плана), Московском регионе (20,3%), а также на юге страны (20,4%). При этом если учесть, что территория Северо-Кавказского военного округа (СКВО) самая маленькая в стране, то получается, что удельный вес призывников на единицу площади там самый высокий. Скажем, только в одном Дагестане этой весной будет призвано около 6 тыс. молодых ребят. Этот показатель почти в два раза больше, чем в Москве, хотя численность жителей столицы примерно равна населению Дагестана.
Значительное количество юношей может быть призвано и в Чечне. Однако до сих пор в эту республику из штаба СКВО не спущен соответствующий план. И работники военкоматов республики опасаются, что, как и в прошлые годы, призыв чеченских юношей на военную службу будет в республике ограничен.
Президент республики Рамзан Кадыров издал на этот счет соответствующий указ, согласно которому на территории региона начались мероприятия по постановке на воинский учет граждан 1981–1990 годов рождения и возможного их призыва на военную службу. Военкоматы рассылают повестки призывникам для медицинского освидетельствования, хотя в армию их не направляют. Потенциал военнообязанных, но не служивших в войсках людей в Чечне – около 70 тыс. человек. Вот уже на протяжении ряда лет чеченцы служат только на территории своей республики или за рубежами России (миротворцами в Абхазии или в Ливане в рамках операции по разминированию территории) в составе подразделений спецназа «Запад» и «Восток» Минобороны России, а также в аналогичных батальонах «Юг» и «Север» Внутренних войск МВД страны. Почему так делается, догадаться несложно. За время двух чеченских кампаний у многих местных молодых парней сформировалась стойкая антипатия к российским военным. Видимо, чтобы не возникали конфликты на этой почве, военное руководство отказалось от массового призыва чеченцев в армию, а отбирает только на контрактную службу в спецназ «самых достойных».
По-прежнему рабоче-крестьянская
Между тем потребность в призывных ресурсах в России очень большая. По сути, военкоматам сегодня не из кого выбирать, и в войска призываются почти все, кто не имеет соответствующих отсрочек. При этом получается, что более половины уже призванных юношей имеют ограничение по состоянию здоровья и их не направляют в элитные части, которые имеются в ВДВ, ВМФ, ВВ МВД и т.д.
Есть большая вероятность того, что увеличение численности молодых солдат в армии при одновременном уменьшении срока их службы объективно увеличит напряженность ратного труда, а значит, количество межличностных проблем между военнослужащими. В том числе по этой причине весьма вероятно и увеличение количества неуставных взаимоотношений, то есть фактов дедовщины. Об этом на днях, к примеру, заявила секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. Ее поддерживает представитель Московской городской военной прокуратуры (МГВП) начальник отдела надзора полковник юстиции Виктор Зубко, который заявил: «В условиях, когда в частях будут служить военнослужащие трех различных призывов, мы прогнозируем всплеск неуставных взаимоотношений, в частности рукоприкладства, между военнослужащими. Не все офицеры и не все воинские коллективы готовы к ситуации, которая сложится в связи с начавшимся призывом, и это нас беспокоит».
Кроме того, по мнению Виктора Зубко, в армии существует ряд проблем, в частности рукоприкладство командиров в отношении подчиненных, однако масштабы их невелики. Как считает представитель МГВП, неуставные отношения и другие правонарушения в армии необходимо рассматривать как общее социальное явление в стране, в обществе существует преступность, а армия – часть общества, приходят в нее служить люди из различных слоев населения. Некоторые из них не имеют необходимого образования и воспитания, что сказывается на состоянии правопорядка в частях. «Надеюсь, что в связи с переходом на один год службы и увеличением числа студентов, призываемых в армию, нам удастся снизить остроту этой проблемы», – сказал Зубко. В этих условиях значительно возрастает роль офицеров в профилактике подобного рода нарушений, добавил он.
Таким образом, есть большая вероятность того, что модернизация мобилизационной системы РФ усилит межличностные противоречия в войсках. Помимо этого определенную социальную напряженность в российском обществе создает ситуация, когда в армию не призываются студенты и выпускники военных кафедр. Если учесть, что получение высшего образования в РФ становится платным, то откосить от военной службы через систему вузов для малоимущих невозможно. Именно поэтому армия в России по-прежнему остается рабоче-крестьянской.