«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими
Поводом для данной публикации послужила проходившая с 9 по 14 октября в Минске международная конференция «Отказ от военной службы по убеждениям совести и служение делу мира». Организованная Ассоциацией европейских церквей, конференция состоялась в Международном образовательном центре (IBB), принадлежащем германскому посольству в Белоруссии. Автор этих строк принимал непосредственное участие в работе форума.
Тот факт, что подобная встреча имела место на белорусской земле, представляется весьма символичным. Как известно, именно эта бывшая советская республика в наибольшей степени ощутила на себе все ужасы войны и тоталитаризма. Программа конференции предусматривала экскурсии в мемориальный комплекс «Хатынь», в музей Великой Отечественной войны, а также в деревню Куропаты, расположенную на окраине Минска.
Здесь, на опушке леса, у самой объездной дороги находятся массовые захоронения жертв сталинских репрессий 1937-1941 годов. В память о них общественностью республики на этом месте установлен огромный крест с надписью «Мученикам Беларуси», а также некоторые другие элементы рукотворного мемориала.
В ходе дискуссии по инициативе представителей Германии было особо упомянуто о дате 27 января нынешнего года — 50-летии освобождения узников Аушвица, более известного нам как Освенцим. Все вышеизложенное в немалой степени соответствовало основному лейтмотиву минской встречи: альтернативная служба — это не просто отказ от воинской службы, это своеобразный вклад в дело мира.
Помимо представителей различных европейских церквей и религиозных групп в работе конференции принимали участие и другие общественные организации. Интересным опытом поделился председатель московского
- Согласно Конституции России (ст.59, п.3), гражданин, убеждения либо вероисповедание которого противоречат несению военной службы, имеет право на ее замену альтернативной гражданской. Однако закон о таковой до сих пор не принят. Тем не менее, право на нее от этого не теряется — федеральные законы не дают, а стало быть, и не отнимают прав, предоставленных Конституцией, имеющей в государстве высшую юридическую силу.
Исходя из вышеизложенного, всякий молодой человек, достигший призывного возраста, может обратиться в военкомат с заявлением об отказе от службы в армии и о замене ее альтернативной. А ежели это заявление удовлетворено не будет (нет, мол, закона), он вправе обратиться в суд, ссылаясь на Конституцию.
Однако, следует заметить, что в России существует множество прецедентов нарушения Основного Закона, главные из которых создал сам президент Ельцин (одна только чеченская компания чего стоит). Но несмотря на это, наше движение провело уже около сорока юридических разбирательств, и практически все, кто отказывался идти в армию, избежали призыва. Эти ребята отстояли свое право на альтернативную службу и теперь ждут принятия закона о ней. Районный военный комиссариат их больше не вызывает …
Тридцать шесть человек из семнадцати государств Старого Света были участниками прошедшей конференции. В их числе — посланцы всех шести восточноевропейских стран (плюс Сербия), а также представители Литвы, Белоруссии, России и Украины.
Что касается ситуации в нашей стране, то за последнее время она не претерпела никаких изменений. Согласно статье 2 Закона Украины об альтернативной службе, право на нее как вид исполнения всеобщей воинской обязанности имеют при наличии истинных религиозных убеждений граждане Украины, которые принадлежат к действующим в соответствии с законодательством религиозным организациям, вероучение которых не допускает использования оружия и службы в Вооруженных Силах.
Ни о какой другой форме убеждений и взглядов, будь-то пацифистские, анархистские или просто нравственные соображения, ни в Конституции, ни в законе не говорится. Вероятно, это один из самых слабых моментов национального законодательства в области прав человека.
Для сравнения: в статье 2 Конституции Германии сказано, что никто не имеет права заставить другого проходить службу с оружием в руках. Быть может, благодаря этому Германия имеет 130 тыс. отказников в год, при том, что Бундесверу за тот же период требуется 140 тыс. новобранцев (общее соотношение призванных на военную и на альтернативную службу составляет в Германии 4 к 1 соответственно).
Хочу также отметить, что я присутствовал на минской конференции уже не в качестве отказника от военной службы, каковым был на протяжении четырех с половиной лет (с декабря 1990-го). Мне удалось-таки разойтись со «всеобщей воинской обязанностью» мирным путем. Дело в том, что в настоящее время я проживаю (прописан) в российской глубинке, но по-прежнему являюсь гражданином Украины. В связи с этим я не могу быть призван в армию России, потому как я фактически (и юридически) иностранец, проживающий на ее территории. Не могу я быть призван и в украинскую армию, потому как не имею постоянного места жительства в Украине и, соответственно, не подлежу постановке на воинский учет (см. статья 18 и статья 37, пункт 4 Закона о всеобщей воинской обязанности и военной службе).
Вышеописанная «альтернатива» службе в армии представляется лично мне наиболее приемлемой. Из школьного учебника обществоведения нам известно определение, начинающееся словами: «Государство — это аппарат насилия …» (помните раннего Егора Летова: «Убей в себе государство!»). В данном же случае человек становится как бы непричастным в определенной степени ко всей системе под наименованием «государство». Он получает возможность быть ни «за», ни «против», а «вне». Получает возможность быть не винтиком, не пешкой, не колесиком, которое может вертеться как в одну, так и в другую сторону, а быть, как это ни банально, человеком. Иметь свои собственные интересы, предпочтения, любовь-нелюбовь и, наконец, свое собственное место под солнцем.